Экономическая историЯ
Russian Journal of Economic History
ISSN 2409-630X (Print)
ISSN 2618-916X (Online)
Экспертный совет:
Навигация
СВИДЕТЕЛЬСТВО
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)
DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.205-218
УДК 377.3
А. А. Бессолицын
Институт российской истории РАН Институт общественных наук РАНХиГС (Москва, Россия),
e-mail: a_bessolitsyn@mail.ru
Формирование системы профессионального образования Императорского русского технического общества
Введение. Статья посвящена рассмотрению результатов деятельности Императорского русского технического общества (ИРТО) и его Постоянной комиссии в решении проблемы формирования системы профессионального образования. При этом основное внимание автор уделяет анализу работы этой организации в создании низшего уровня профессионального образования для рабочих промышленных предприятий. Материалы и методы. Основным источником исследования явились материалы, опубликованные в журнале «Техническое образование» (с 1908 г. – «Техническое и коммерческое образование»), а также резолюции съездов русских деятелей по техническому и коммерческому образованию. На этих форумах вырабатывалась концепция профессионального образования в условиях разворачивающейся модернизации; обсуждались проблемы соотношения общего и специального образования; изучались основные типы технических и коммерческих учебных заведений; рассматривались проблемы финансирования профессиональных школ и т. п. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные и специальные методы, в частности, системный анализ. Результаты. Автор пришел к выводу, что система профессионального образования формировалась в России с участием гражданского общества и ключевую роль в этом процессе играли ИРТО и его Постоянная комиссия по техническому образованию, в деятельности которой основное внимание уделялось низшему профессиональному образованию. Это диктовалось как запросом самого общества в условиях модернизации, так и финансовыми возможностями ИРТО. Обсуждение. Система профессионального образования низшего уровня, ориентированная на подготовку рабочих кадров, обладающих современными компетенциями, являлась важным фактором решения проблемы качества человеческого капитала в условиях разворачивающейся модернизации. Развитие данной системы сдерживалось низким уровнем общего образования среди рабочих промышленных предприятий. Заключение. Сделан вывод, что, несмотря на сложности организационно-правового и финансового характера, система профессионального образования рабочих, независимая от государственных институтов, формировалась достаточно успешно, что способствовало решению проблемы повышения качества человеческого капитала в условиях модернизации страны. В то же время отмечается, что в полной мере решить эту проблему ИРТО и его Постоянной комиссии не удалось.
Ключевые слова: Русское техническое общество, Постоянная комиссия по техническому образованию, съезды русских деятелей по техническому и коммерческому образованию, образование рабочих, человеческий капитал.
Для цитирования: Бессолицын А. А. Формирование системы профессионального образования Императорского русского технического общества // Экономическая история. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 205–218. DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.205-218.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru