Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2021г. №52)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.052.017.202101.034-048

УДК 94(470):338.45”18/19”

А. В. Слудных

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет  им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: sludnichav1982@inbox.ru

 

Фирма «Ф. Швабе» в контексте российской индустриализации второй половины XIX – начала ХХ в.

 

Введение. Актуальность заявленной темы обусловлена значимостью проблемы формирования предпринимательства как важной социальной составляющей индустриального и постиндустриального общества. Многие современные противоречивые процессы постиндустриального глобализированного социума имеют аналоги в модернизации второй половины XIX – начала ХХ в. Материалы и методы. В качестве главной стратегии исследования была выбрана модернизационная парадигма. Этот выбор способствовал выявлению социально-политических, социально-экономических и социокультурных воздействий на становление предпринимательства в России. История становления фирмы «Ф. Швабе» – от небольшого магазина по продаже импортной оптики до крупного предприятия – рассмотрена в контексте процессов индустриализации в оптической отрасли промышленности в целом. Использован прием сочетания макро- и микроисторического исследования. Результаты исследования. История становления фирмы «Ф. Швабе» отразила особенности развития индустриального общества в России: неравномерность течения промышленного переворота, зависимость от импорта, технологическая отсталость сочетались с высокими темпами развития, использованием разнообразных механизмов расширения влияния в отрасли: изданием каталогов, открытием новых магазинов и филиалов по территории Российской империи, привлечением капиталов акционеров и инвестиций иностранных банков, сотрудничеством с учебными заведениями, Межевой канцелярией как потребителями оптических приборов, бесплатной упаковкой и доставкой товаров потребителю, участием в российских и международных промышленных выставках. Обсуждение и заключение. Важным социально-организующим фактором развития оптической промышленности стала российская буржуазия. Ее жизнедеятельность сыграла немалую роль в формировании индустриального общества. Можно с уверенностью утверждать, что фирма «Ф. Швабе» находилась на острие модернизации России на рубеже веков. Работая в новой перспективной отрасли экономики – производстве и продаже оптических приборов – владельцы фирмы активно завоевывали рынок. История фирмы «Ф. Швабе» в исследовании представлена не только как эволюция производственных мощностей и технологий, но и как история предпринимательского опыта, социально-культурной деятельности буржуазии, преемственности предпринимательских традиций и буржуазных ценностей.

Ключевые слова: индустриализация, предприниматель, буржуазия, производство, оптические приборы, фирма, торговый дом, фабрика, акционерное общество, выставка, каталог.

Для цитирования: Слудных А. В. Фирма «Ф. Швабе» в контексте российской индустриализации второй половины XIX – начала ХХ в. // Экономическая история. – 2021. – Т. 17. – № 1. – С. 34–48. DOI: 10.15507/2409-630X.052.017.202101.034-048.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru