Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2017г. №38)

Яндекс.Метрика

УДК 94(47)

Б. Н. Миронов

Санкт-Петербургский государственный университет,

г. Санкт-Петербург, Россия, bmironov@mail.wplus.net

 

ДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА В 1913–1920 гг.

 

В статье анализируются существующие в историографии оценки динамики российского промышленного производства в годы войны и революции. По мнению большинства исследователей, объем промышленного производства в 1914–1916 гг. возрастал; его снижение началось в 1917 г. Однако согласно расчетам Л. Б. Кафенгауза в его фундаментальном исследовании «Эволюция промышленного производства России», в годы войны и революции уровень промышленности непрерывно снижался. Перерасчет обнаружил в расчетах много неточностей и противоречий. В частности, пересчет агрегатного индекса объема промышленности по оригинальной методике Кафенгауза нередко дает результаты, существенно отличающиеся от авторских итогов. Это, возможно, объясняется опечатками и арифметическими ошибками, а также поправочными коэффициентами, которые использовал автор по умолчанию, без объяснения.

На основе проделанных расчетов автор приходит к выводу, что классическая точка зрения адекватно отражает индустриальное развитие в годы войны и революции: до начала 1917 г. промышленность удовлетворительно адаптировалась к условиям военного времени и обнаружила существенный рост. Высокие темпы развития железнодорожного транспорта служат косвенным подтверждением сделанного вывода. Лишь после свержения монархии начался полномасштабный экономический кризис, охвативший и промышленность, и транспорт, который резко усилился после Октябрьского переворота и к 1920 г. достиг апогея. По мнению автора, успешное приспособление промышленности к условиям военного времени следует считать результатом ее успешного развития в довоенный период.

Ключевые слова: Первая мировая война, Российская революция 1917 г., промышленность, транспорт, валовой внутренний продукт.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru