Экономическая историЯ
Russian Journal of Economic History
ISSN 2409-630X (Print)
ISSN 2618-916X (Online)
Экспертный совет:
Навигация
СВИДЕТЕЛЬСТВО
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)
DOI: 10.15507/2409-630X.051.016.202004.375-387
УДК 94(4)
В. А. Куликов
Университет Матея Бела (Банска-Бистрица, Словакия),
e-mail: v.kulikov@hotmail.com
Французские промышленные предприятия в Российской империи: большой бизнес в глобальной перспективе
Введение. В историографии истории бизнеса утвердился тезис о слабости крупного бизнеса во Франции в конце ХІХ – начале ХХ в. по сравнению с американским, германским и британским бизнесом. Историки преимущественно объясняют этот феномен неспособностью Франции внедрить достаточно быстро организационные возможности, соответству-ющие Второй промышленной революции. Этот вывод основан на сравнении национальных списков крупнейших промышленных компаний. Однако транснациональные корпорации обычно не включаются в эти списки, поскольку часто бывает трудно определить «национальность» таких фирм. Это искажает наше представление о региональной динамике бизнеса и приводит к неверной оценке успехов определенной страны в предпринимательстве и неточным выводам о региональных особенностях развития промышленного капитализма. Цель статьи – верифицировать гипотезу о недооценке способности Франции внедрить организационные возможности и «догоняющем» характере ее бизнеса в контексте Западной Европы. Для этого изучается представленность большого французского бизнеса в Российской империи – стране, которая в начале ХХ в. сосредоточила большинство французских прямых и портфельных инвестиций. Включение в анализ крупных предприятий, основанных французскими промышленниками за границей, поможет точнее оценить «вес» французских фирм в глобальном большом бизнесе накануне Первой мировой войны. Материалы и методы. Подсчет количества крупных французских предприятий осуществляется на основе первичных источников (списков предприятий и акционерных компаний), базы данных российских корпораций RUSCORP, составленной Т. Оуэном, а также на основе вторичных историографических источников. Результаты исследования. В начале ХХ в. в Российской империи было много мультинациональных и фристендинговых компаний французского происхождения, которые были относительно крупными по международным стандартам. Многие французские большие бизнесы пришли в Россию под российским брендом. Если промышленные фристендинговые компании, основанные на французском капитале и действующие в России, включить в список ста крупнейших французских промышленных фирм, то Франция будет гораздо лучше представлена в глобальных списках крупнейших промышленных компаний. Обсуждение и заключение. Результаты анализа показывают, что при обсуждении организационных возможностей французских предприятий начала ХХ в. нужно принимать во внимание также те, которые оперировали за пределами страны. Это меняет представление о Франции как «догоняющей» западноевропейской экономике в контексте истории крупного промышленного бизнеса.
Ключевые слова: большой бизнес, транснациональные компании, французский бизнес, Российская империя, промышленный капитализм.
Для цитирования: Куликов В. А. Французские промышленные предприятия в Российской империи: большой бизнес в глобальной перспективе // Экономическая история. – 2020. – Т. 16. – № 4. – С. 375–387. DOI: 10.15507/2409-630X.051.016.202004.375-387.
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Национальной стипендиальной программы Словацкой Республики (The National Scholarship Programme of the Slovak Republic – NSP).
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru