Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2023г. №63)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.063.019.202304.328-337

УДК 94:330.8(470.54)

В. В. Запарий

Институт истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург, Россия),

e-mail: pantera.zap@gmail.com

 

Модернизация городской инфраструктуры Екатеринбурга – Свердловска в 1923–1930 гг.

 

Аннотация

Введение. В статье исследуется процесс формирования и модернизации коммунальной инфраструктуры Екатеринбурга – Свердловска в период новой экономической политики (НЭПа). Показаны основные механизмы развития городского хозяйства в условиях восстановительного роста и массового притока населения в город. Превращение Екатеринбурга в Свердловск – административный и политический центр Уральской области – открыло для него возможности концентрировать внутри себя ресурсы местного сообщества и привлекать государственное финансирование. Использование ограниченно-рыночных механизмов НЭПа позволило Свердловскому горсовету осуществлять крупные инфраструктурные проекты в условиях умеренного софинансирования в лице государства.

Результаты и обсуждение. Несмотря на большое количество публикаций краеведческого характера, комплексного изучения процессов модернизации городской инфраструктуры Свердловска в период НЭПа не проводилось. Работа анализирует создание и модернизацию наиболее важных отраслей городской инфраструктуры: электроэнергетики, транспорта, строительства, водопровода и канализации. Отмена принудительных механизмов управления и разрешение частной инициативы в торговле и мелкой промышленности вызвали бурный рост экономики города и его населения. Статус Свердловска как административного и политического центра Уральской области укрепил финансовое благополучие города. Свердловский горсовет получал крупные займы в подконтрольной государству банковской системе для развития капитального строительства и развития городской инфраструктуры. К концу 1920-х гг. в Свердловске были созданы основные элементы современной городской инфраструктуры: появились водопровод, канализация, автобусный транспорт и началось сооружение трамвайной системы. В целях регулирования хозяйственной деятельности и для управления городским имуществом на рыночных условиях при Свердловском горсовете было создано коммунальное предприятие – комхоз.

Заключение. Модернизация городской инфраструктуры Свердловска в 1923–1930 гг. происходила в основном силами местного сообщества. При активном привлечении местного акционерного капитала и займов в разрешенных государством банках в период НЭПа в городе началось успешное формирование современной городской инфраструктуры. Курс на развитие ускоренной индустриализации СССР путем опережающего роста государственного сектора экономики привел к постепенному сворачиванию частной инициативы на местах в 1929–1930 гг.

Ключевые слова: Екатеринбург, Свердловск, новая экономическая политика, городская инфраструктура, модернизация, Советский Урал.

Для цитирования: Запарий В. В. Модернизация городской инфраструктуры Екатеринбурга – Свердловска в 1923–1930 гг. // Экономическая история. 2023. Т. 19, № 4. С. 328–337. DOI: 10.15507/2409-630X.063.019.202304.328-337.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01530, https://rscf.ru/project/23-28-01530/.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru