Экономическая историЯ
Russian Journal of Economic History
ISSN 2409-630X (Print)
ISSN 2618-916X (Online)
Экспертный совет:
Навигация
СВИДЕТЕЛЬСТВО
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)
DOI: 10.15507/2409-630X.042.014.201803.326-335
УДК 336
В. Ю. Байбиков
Редакция журнала «Деньги и кредит» Банка России (Москва, Россия),
e-mail:Slava.viach@mail.ru.
ORCID https://orcid.org/0000-0002-4501-7581.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МИНИСТРА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ C. Ю. ВИТТЕ И ЕЕ КРИТИКА СО СТОРОНЫ С. Ф. ШАРАПОВА (XIX – начало XX в.)
Введение. В 1892 г. российское Министерство финансов возглавил С. Ю. Витте. По его инициативе были осуществлены серьезные экономические преобразования: проведение в 1895–1897 гг. денежной реформы, строительство Сибирской железнодорожной магистрали и принятие в 1894 г. нового устава Государственного банка. Однако финансово-экономическая политика С. Ю. Витте имела как сторонников, так и противников. Среди противников мероприятий С. Ю. Витте был известный в то время экономист и публицист С. Ф. Шарапов, особенно отстаивающий интересы крестьянства и считающий, что развитие экономики России идет путем, отличающимся от Западной Европы. Материалы и методы. Несмотря на то что по данной теме вышло немало публикаций, до сих пор не было комплексного исследования, как на мероприятия С. Ю. Витте реагировали его оппоненты и какие альтернативные варианты выдвигались противниками его реформ, какие направления финансово-экономической политики особенно подвергались критике. Цель данной статьи – анализ основных мероприятий С. Ю. Витте, их критики со стороны его противников и ознакомление с альтернативными предложениями. Лучше всего это можно понять на примере деятельности С. Ф. Шарапова, который был главным противником большинства преобразований. Результаты и обсуждение. Среди основных направлений (приоритетов) политики, проводимой Министерством финансов в 1892–1903 гг., можно выделить следующие: подготовка и проведение денежной реформы, ставшие краеугольным камнем политики С. Ю. Витте, и строительство железных дорог. Денежная реформа проводилась постепенно в течение 1895–1897 гг. В момент ее подготовки С. Ф. Шарапов подверг резкой критике финансовую политику С. Ю. Витте. В отличие от сторонников металлического денежного обращения он считал, что основой денежной системы России должен стать бумажный рубль, не привязанный ни к золоту, ни к серебру. С. Ф. Шарапов выступил также против массового строительства железных дорог. Несмотря на то что его идеи были популярны в русском обществе, поддержку представителей основных общественно политических течений С. Ф. Шарапов не получил. Сторонников денежной реформы и экономических преобразований оказалось больше. Заключение. Относительно денежной реформы – главного события в деятельности С. Ю. Витте, до сих пор нет единого мнения. Вопрос о том, кто оказался прав – сторонники введения в России золотого стандарта или его противники – номиналисты, продолжает оставаться открытым. В 1898 г. С. Ю. Витте, подводя итоги денежной реформы, констатировал, что «денежное обращение России приведено в порядок и поставлено столь же твердо, как в тех государствах, где эта отрасль народного хозяйства издавна находится в образцовом состоянии». Последующие события показали, что, возможно, были правы номиналисты. В настоящее время мировые денежные системы не предусматривают размен денежных единиц на золото и денежные единицы не привязаны к курсу золота. Эпоха золотого стандарта закончилась, и в настоящее время курс валют и стабильность денежной единицы того или иного государства зависят в первую очередь от состояния экономики этого государства. Относительно железнодорожного строительства справедливости ради следует отметить, что действительно массовое строительство железных дорог, как впрочем и строительство заводов и фабрик привело во всем мире к ухудшению экологической ситуации, что и предсказывал С. Ф. Шарапов. После того как территория России оказалась покрытой железнодорожной сетью, произошло перемещение экономических и культурных центров – города, через которые прошли железнодорожные пути, начали активно развиваться, а те города, где не было железнодорожного сообщения, стали постепенно приходить в упадок. Таким образом, Россия действительно сильно изменилась.
Ключевые слова: золотой стандарт, бумажные деньги, экономика, железные дороги, денежная и финансовая политика.
Для цитирования: Байбиков В. Ю. Финансово-экономическая политика министра финансов Российской империи C. Ю. Витте и ее критика со стороны С. Ф. Шарапова (XIX – начало XX в.) // Экономическая история. – 2018. – Т. 14. – № 3. – С. 326–335. DOI: 10.15507/2409-630X.042.014.201803.326-335
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru