Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2019г. №46)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.289-306

УДК 332.1(470.345)

Д. Г. Десяев1, И. Г. Напалкова2

1 НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Саранск, Россия),

e-mail: exprise@mail.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет  им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: inapalckova@yandex.ru

 

Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия)

 

Введение. Оценка деятельности современных регионов как экономических субъектов Российской Федерации во многом связана с их имиджем, являющимся инструментом стратегического развития и влияющим на степень деловой активности, оценку инвестиционного потенциала, стимулирующим интерес инвесторов к реализации экономических проектов и освоению ресурсных возможностей дестинации. Позитивный имидж отдельных территорий создает положительный имидж страны в целом, формирует ее деловую репутацию и повышает степень авторитетности на международном уровне. Поэтому и федеральная власть, и региональная уделяют много внимания вопросам концептуализации имиджа регионов и его продвижению с целью повышения территориальной конкурентоспособности. Однако показатели экономического развития, формирующие образ успешного региона, не всегда свидетельствуют о высоком уровне жизни населения, удовлетворенности политикой властей, что приводит к депрессионности и недовольству внутренней аудитории. Исследования в данной области помогают определить сильные и слабые стороны имиджевой стратегии, а также определить потенциал для повышения эффективности экономической сферы и, как следствие, улучшения качества жизни населения. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования выступили системный, комплексный и аналитический подходы, а также прикладные методы – элементы многофакторного анализа, кейс-стади, результаты экспертного опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона». Результаты исследования. В ходе анализа ключевых отраслей производства Республики Мордовия были отражены основные показатели экономического роста и их соотношение с другими регионами России и страны в целом. Установлено, что в основе экономики Мордовии лежат три главных направления: светотехническая промышленность, сельское хозяйство и производство, основанное на инновационном развитие. Детально рассмотрены темпы экономического роста в процентном соотношении по сравнению с предыдущими годами, а также показана значимость предприятий республики в сфере общероссийского инновационного развития. Обсуждение и заключение. Республика Мордовия продолжает развивать производственные предприятия, что обеспечивает ежегодную положительную динамику. Этому способствуют и поддержка федерального правительства, и поощрение от местного руководства. Развивается не только межрегиональная торговля, но и сотрудничество в этой сфере с зарубежными странами, что приносит определенный доход. Кроме анализа производства, отражены и экономические проблемы Мордовии, из которых наиболее остро выражены госдолг перед федеральным центром и низкие показатели по заработной плате трудящихся не только среди Приволжского федерального округа, но и по всей России. Разница между экономическими показателями, формирующими имидж для внешней (инвесторы, федеральные власти) и внутренней аудитории (прежде всего население республики, трудовые мигранты), приводит к противоречивости и недовольству общественности.

Ключевые слова: экономическое развитие, территория, территориальное своеобразие, регион, территориальный имидж, инновационный потенциал, Республика Мордовия.

Для цитирования: Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия) // Экономическая история. – 2019. – Т. 15. – № 3. – С. 289–306. DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.289-306.

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru