Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2020г. №49)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166

УДК 94(470.45)»19»:304

Е. Л. Фурман1, А. В. Луночкин2, Т. В. Юдина3

1 Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия), e-mail: ekaterina.furman@volsu.ru

2 Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия), e-mail: andrei.lunochkin@volsu.ru

3 Волгоградский государственный университет (Волгоград, Россия), e-mail: taisia.yudina@volsu.ru

 

Сталинград в конце 1920-х – начале 1930-х гг.: население, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города

 

Введение. Реализация масштабных проектов по благоустройству Волгограда в современных условиях актуализирует обращение к опыту модернизационных этапов прошлых лет и, в частности, активному преобразованию городской среды на первом этапе социалистической реконструкции народного хозяйства в Сталинграде. Выявляются круг проблем в жилищно-коммунальной сфере и благоустройстве города, методы и условия их разрешения на фоне активного притока населения в Сталинград в условиях форсированной индустриализации. Материалы и методы. В основу исследования положены как общенаучные, так и конкретно-исторические методы. В процессе работы авторы привлекали неопубликованные источники, хранящиеся в фондах Центра документации новейшей истории Волгоградской области и представляющие собой материалы делопроизводственной документации местных органов власти. Результаты. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. Сталинград переживал первый этап социалистической реконструкции, в ходе которого значительное количество существующих промышленных предприятий были реконструированы, запущены новые промышленные объекты – флагманы первой пятилетки. Постоянный приток рабочего населения обострил проблемы развития жилищно-коммунальной сферы, транспорта, поставил новые задачи в рамках благоустройства города, которые в течение 1930-х гг. системно разрешались. Заключение. Несмотря на приоритетные цели модернизации промышленности, в условиях стремительного роста городского населения перед руководством города хозяйственными организациями были поставлены и планомерно разрешались задачи расширения жилищного фонда, развития коммунального хозяйства, транспорта. Наряду с развитием промышленности, разрешалась проблема занятости населения.

Ключевые слова: Сталинград, индустриализация, Нижне-Волжский край, население, жилищно-коммунальная сфера, благоустройство, транспорт.

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 19-49-340003 р_а «Сталинградцы на переломе эпох (середина 1920-х – конец 1930-х гг.): социально-экономическое положение и культурная жизнь».

Для цитирования: Фурман Е. Л., Луночкин А. В., Юдина Т. В. Сталинград в конце 1920-х – начале 1930-х гг.: население, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство города // Экономическая история. – 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 145–155. DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.156-166

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru