Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2018г. №43)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429

УДК 3.323.22/28

И. Г. Напалкова1 , К. В. Курочкина2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: inapalckova@yandex.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: ksen.kurochckina2017@yandex.ru

 

ИМИДЖ РЕГИОНА:  специфика, основные элементы и технологии конструирования

 

Введение. Эффективность функционирования рыночных процессов в современной России определяется как партнерством, так и межрегиональной конкуренцией. Усиление ответственности регионов за результаты регионального экономического развития стимулирует стремление выделиться в среде себе подобных, укрепить и расширить позиции на рынке, создать высокостоимостное представление о позиционируемой территории, побуждает региональные органы власти уделять особое внимание формированию и развитию имиджа региона как реального управленческого ресурса. Вследствие того, что имидж является итогом целенаправленной информационно-коммуникативной деятельности, степень его эффективности зависит от научно-исследовательских разработок в сфере имиджелогии, а также степени понимания государственными структурами необходимости и специфики формирования имиджа региона, технологий его позитивного конструирования и коррекции, формирования устойчивого присутствия в информационном пространстве, что актуализирует заявленную проблематику. В связи с этим основной целью данной работы является теоретико-методологический анализ изучения имиджа региона, в контексте определения основных исследовательских категорий применительно к территории; определения элементов имиджевого анализа и дескрипции технологий, конструирующих имидж региона. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования выступили структурный анализ, функциональный, системный, аксиологический подходы и герменевтическая парадигма. Результаты исследования. Проанализированы исследовательские подходы к пониманию терминов «имидж», «образ», «бренд», «репутация». Так, под имиджем территории в данной работе понимается комплексный образ, целенаправленно формируемый специальными коммуникативными технологиями, исходя из имеющихся территориальных ресурсов и продвигаемый среди представителей целевых групп. В качестве основных имиджеобразующих факторов рассмотрены: природно-географические характеристики, тенденции и направленность развития политической сферы, уровень развития региональной экономики и его инвестиционный потенциал; межрегиональные и международные отношения; состояние социально-демографической сферы; самобытность исторических и культурных традиций; этнонациональное и этноконфессиональное своеобразие региона; уровень реализуемой информационной политики и др. Обсуждение и заключение. Среди наиболее часто используемых имиджевых технологий выделяют рекламу, событийный PR, брендирование, медиарилейшнз. Их уровень развития в настоящее время дает возможность диверсификации ориентируясь на заказчика и условия реализации. В условиях виртуализации политики для федерального центра вторичный имидж территории, возникающий в процессе межрегиональной конкуренции, становится своеобразным оценочным средством эффективности деятельности региональных лидеров и органов государственной власти и управления. При этом, несмотря на понимание региональными властями значимости, конечных целей и стратегии, комплексно – от разработки до мониторинга – территориальная имиджевая политика не реализуется. Чаще всего развитие привлекательности территории связано с отдельными мероприятиями или же PR-программами формирования благоприятного инвестиционного образа, климата. Полученные результаты данного исследования становятся предпосылками для дальнейшего изучения феномена имиджа территорий в контексте углубления изучения опыта отдельных российских регионов, его прикладного анализа.

Ключевые слова: территория, регион, территориальный имидж, PR-программа, территориальный брендинг, имиджмейкинг, визуализация.

 

Для цитирования: Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. – 2018. – Т. 14. – № 4. – С. 404–413. DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429

 

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru