Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2024г. №67)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.24412/2409-630X.067.020.202404.337-349

И. Д. Летюхин

Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской академии наук (Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: iletukhin@yandex.ru

 

Внедрение энергосберегающих технологий в тяговом хозяйстве железных дорог СССР в 1950-е гг.

 

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема внедрения энергосбережения в тяговом хозяйстве железных дорог МПС СССР в 1950-е гг. Описывается состояние отрасли после Великой Отечественной войны, рассматриваются меры, принимавшиеся для снижения расхода энергии на тягу поездов. Цель статьи заключается в выделении задачи энергосбережения в числе прочих задач перехода на прогрессивные виды тяги на железных дорогах Министерства путей сообщения СССР и определении ее роли и места в технополитике указанного периода.

Материалы и методы. В связи со слабым освещением темы реконструкции тяги на железных дорогах СССР в целом и экономического эффекта реконструкции в частности в современной исторической литературе основным методом исследования стал анализ пуб-ликаций в профильных технических журналах 1950-х гг., а также технической литературы и архивных документов, что позволило определить значимость вопроса энергосбережения для железных дорог СССР.

Результаты исследования. В статье описано состояние тягового хозяйства железных дорог в послевоенные годы. Показаны направления развития тягового хозяйства как за счет поставок новых моделей паровозов, так и за счет электрификации части направлений, внедрения тепловозов. Рассматриваются меры, принимаемые для снижения расхода топлива как за счет совершенствования работы паровозов, так и за счет внедрения новых видов тяги. Выделены политические факторы, влиявшие на технополитику Министерства путей сообщения СССР в 1940–1950-е гг., а также проблемы, существовавшие на сети железных дорог в связи с исчерпанием пропускной способности на ряде направлений. Описываются решения, принятые на XX съезде КПСС с целью модернизации системы тяги на железных дорогах и их роль в снижении расхода топлива на тягу поездов.

Обсуждение и заключение. В статье выделены основные направления работ по реконструкции тяги, а именно электрификация магистральных линий, внедрение тепловозной тяги, запуск производства маневровых тепловозов, организация участков островной электрификации для организации движения электричек близ крупных городов. Выделяется задача энергосбережения в числе прочих задач перехода на более прогрессивные виды тяги и определяются ее роль и место в технической политике Министерства путей сообщения в указанный период.

Ключевые слова: реконструкция тяги, энергосбережение, железные дороги СССР, экономика СССР, электрификация железных дорог.

Для цитирования: Летюхин И. Д. Внедрение энергосберегающих технологий в тяговом хозяйстве железных дорог СССР в 1950-е гг. // Экономическая история. 2024. Т. 20, № 4. С. 337–349. DOI: 10.24412/2409-630X.067.020.202404.337-349.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00700.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru