Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2022г. №58)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.058.018.202203.211-220

УДК 93/94

И. М. Байдаков

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, Россия),

e-mail: Baydakov-im@ranepa.ru, Baydakovim@gmail.com

 

Изменение целей среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации с 2000 по 2008 г.

 

Аннотация

Введение. Цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации в XXI в. определяются стратегическими документами верхнего уровня – на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. С 2000 по 2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило три программы развития страны.

Цель данного исследования – изучение верхнеуровневых приоритетов реформ, проводимых руководством России в первые два срока Президента В. В. Путина на материалах трех среднесрочных программ социально-экономического развития. В исследовании использованы различные современные методы исторических и политологических исследований, в том числе контент- и компаративистский анализ, сопоставительно-институциональный анализ.

В результате становятся видны изменения в приоритизации реформ в рамках восьмилетнего периода. Так, на первом этапе, с 2000 по 2003 г., Правительство в первую очередь декларировало решение социальных задач, а именно нивелирование уровня бедности, повышение доходов населения, разрешение проблем с социальными льготами, а лишь во вторую и третью очередь планировало реализовывать административные и экономические реформы. Во второй программе приоритетность была смещена в сторону экономических и институциональных преобразований. В третьем документе фокус внимания Правительства возвращался к социальной повестке, с одной стороны, а с другой – руководство страны не декларировало новых реформ, лишь продолжая реализуемые.

Обсуждение и заключение. Соответствующие решения о приоритизации и проведении реформ могли быть мотивированы несколькими факторами: во-первых, успешной экономической стабилизацией, во-вторых, укреплением власти и экономических основ государства. В-третьих, уменьшение мотивации к реформированию экономики могло быть вызвано появившимися рентными доходами (нефтью и газом).

Ключевые слова: модернизация современной России, «программа Грефа», экономика Путина, путинская модернизация, социально-экономическое развитие России в XXI в., реформы новой России.

Для цитирования:  Байдаков И. М. Изменение целей среднесрочных программ социально-экономического развития Российской Федерации с 2000 по 2008 г. // Экономическая история. – 2022. – Т. 18,

№ 3. – С. 211–220. – DOI: 10.15507/2409-630X.058.018.202203.211-220.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru