Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2024г. №66)

Яндекс.Метрика

УДК 94(438).04

И. М. Басов

Санкт-Петербургский институт истории РАН (Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: vbim17@yandex.ru

 

Цены на рынке печатной книги в Польском королевстве в XVI в.

 

Аннотация

Введение. Цена является одним из важнейших эконометрических параметров, важным в том числе для истории книжного дела. Сведения о ценах старопечатных книг позволяют квантитативно говорить о степени развития региональной печатной культуры и завязанного на ней рынка. Цель статьи заключается в агрегировании и анализе статистики цен на печатную продукцию, которую покупали на территории Польского королевства с 1501 по 1600 г.

Материалы и методы. Исследование произведено на материале 445 владельческих и торговых записей, которые присутствуют в книгах и брошюрах, хранящихся в фондах библиотеки Варшавского университета, библиотеки Познанского общества друзей наук и Курницкой библиотеки. На основании этой выборки сделаны выводы о средних ценовых значениях и ценовой динамике на польском рынке печатной книги в течение XVI в.

Результаты исследования. На основании выборки сделаны выводы о средних ценовых значениях, распределении и диапазоне значений, а также о ценовой динамике на польском рынке печатной книги в течение XVI в.

Обсуждение и заключение. Используя статистический анализ, автор приходит к выводу, что средние значения цен на печатные книги в Польском королевстве на протяжении XVI в. были несколько выше, чем принято считать в историографии, а также выше, чем в других европейских землях в том же столетии. Полученные данные полезны для квантитативной оценки процессов, происходивших в печатной культуре Раннего Нового времени. В частности, такого рода статистика нужна для сравнения конкретных цен покупки изданий с рыночной конъюнктурой, а также для анализа рентабельности экспорта польской печати, осуществлявшегося в XVI в. в городах Великого княжества Литовского, Священной Римской империи и Московского царства.

Ключевые слова: книготорговля, книготорговля в XVI в., владельческие записи, клиометрия, историческая статистика, старопечатные издания, Раннее Новое время, Польское королевство.

Для цитирования: Басов И. М. Цены на рынке печатной книги в Польском королевстве в XVI в. // Экономическая история. 2024. Т. 20, № 3. С. 247–258.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru