Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2017г. №37)

Яндекс.Метрика

М. А. Акимов

Институт общественных наук РАНХиГС, Москва, Россия, е-mail: akimov-ma@ranepa.ru

 

КАЛИФОРНИЙСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ: РЕВИЗИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ ВЕЛИКОЙ ДИВЕРГЕНЦИИ

 

В статье представлен анализ историографии калифорнийской школы экономической истории на примере ее главных представителей. Понятие «Великая дивергенция» было введено в активный научный оборот К. Померанцем для обозначения процесса превращения Западной Европы в самую богатую экономику мира, существенно отличающуюся от экономических изменений, происходящих в глобальном масштабе. Дискуссии о причинах и периодизации указанного расхождения (дивергенции) не новы, но ревизионистский подход к Великой дивергенции, предложенный группой исследователей, выделяемых в отдельную научную школу, условно называемую «Калифорнийская школа», интересен в свете того, что в рамках данной школы были предложены единая методология и теоретические предпосылки, пересматривающие социально-экономические процессы мировой истории с целью отказа от присущих ей ранее универсалистского европоцентризма и механистического детерминизма. Основной тезис калифорнийцев заключается в том, что вплоть до промышленной революции у Европы не было особого пути развития, ее возвышение было относительно недавним и внезапным явлением, укорененным в развитии не только Запада, но и других макрорегионов. Для подтверждения этого аргумента калифорнийцы прибегают к выявлению множественных сходств аграрной экономической истории наиболее развитых регионов Евразии, датируя различия эпохой промышленной революции. В заключительной части статьи на основе сравнения проанализированных ревизионистских подходов представлены выводы относительно их вклада в осмысление Великой дивергенции, а также примеры критики калифорнийской школы.

Ключевые слова: Великая дивергенция, Калифорнийская школа, К. Померанц, Р. Бин Вон, Дж. Голдстоун, экономический рост, Европейское чудо, дельта Янцзы.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru