Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2021г. №54)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.263-275

УДК 93/94:336.3:025.173

М. А. Клинова

Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук (Екатеринбург, Россия),

e-mail: klinowa.m@yandex.ru

 

Советские внутренние займы 1946–1957 гг. в политическом дискурсе и прессе

 

Введение. На протяжении значительного исторического периода неотъемлемой частью советских социальных реалий являлись государственные внутренние займы, поэтому проблематика изучения идеологических и пропагандистских инструментов их проведения является актуальным направлением исследований. Материалы и методы. Методологической основой исследования является модернизационная историческая парадигма. Источниковую основу исследования составили тексты правительственных постановлений, каса-

ющиеся тематики займов, статистические материалы, издания советской прессы различного уровня (журналы, центральные, областные, заводские газеты). Для достижения целей исследования использовался качественно-количественный метод (контент-анализ), позволяющий обозначить количественную выраженность отдельных лексических единиц в текстах правительственных постановлений, материалах прессы. Результаты и обсуждение. Предпринят анализ текстов правительственных постановлений, касающихся послевоенных государственных займов (выигрышных и размещаемых по подписке), проанализированы информационные кампании в печатных СМИ, сопровождающие выпуски займов. Выявлено, что декларируемый выигрыш граждан по займам (суммы, число выигравших) снижался на протяжении исследуемого периода. Снижалась интенсивность пропагандистских кампаний в прессе, касающихся массовых займов, а также выраженность рекламной поддержки СМИ выигрышных займов. Заключение. Выявленная тенденция ослабления материальных стимулов подписки на заем (выигрыш), а также интенсивности проводимых пропагандистских кампаний свидетельствует о постепенном отказе властей в середине 1950-х гг. от мобилизационных инструментов в реализации социально-экономической политики.

Ключевые слова: СССР, займы, облигации, выигрыш, 1946–1957 гг., периодическая печать, контент-анализ.

Для цитирования: Клинова М. А. Советские внутренние займы 1946–1957 гг. в политическом дискурсе и прессе // Экономическая история. – 2021. – Т. 17. – № 3. – С. 263–275. DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.263-275.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru