Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2017г. №37)

Яндекс.Метрика

М. В. Карташова

Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, г. Балахна, Россия,e-mail: kmiw@mail.ru

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРЕСТЬЯН-КУСТАРЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 

В статье анализируется деятельность четырех видов кустарных учебных школ и мастерских: частных, земских, государственных и мастерских, принадлежавших различным общественным организациям (обществам, кустарным комитетам). Рассматривается финансирование мастерских и состав учеников. Отмечается наибольшее количество мастерских в группе промыслов по обработке волокна: ткацких, кружевных. Территориально частные кустарные школы-мастерские охватывали значительную территорию европейской части империи. Наибольшее их количество было сосредоточено в Московской и Санкт-Петербургской губерниях, в Финляндии. На окраинах мастерские организовывались правительством с целью насаждения промыслов (Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия) или их развития (Кавказ, Царство Польское). Самым массовым видом являлись земские кустарные мастерские, так как земства не только выполняли распоряжения правительства по развитию промыслов, но преследовали, как и частные мастерские, коммерческие цели. Не все школы пользовались популярностью среди крестьянского населения. Особая потребность в этих учреждениях наблюдалась на вновь осваиваемых землях Сибири. Большинство мастерских субсидировалось и курировалось земледельческим ведомством в рамках проведения государственной политики по поднятию технического уровня среди кустарей. В годы Первой мировой войны министерство земледелия пересмотрело свою программу по техническому обучению кустарей и сделало ставку не на подрастающее поколение, а на обучение «увечных» воинов с целью обеспечения их работой и заработками. В целом, деятельность правительства по развитию технического образования среди крестьян-кустарей была направлена на поддержание и насаждение кустарных промыслов в империи.

Ключевые слова: Российская империя, государственная политика, земледельческое ведомство, техническое образование, кустарные учебные мастерские, кустарные промыслы, кустарь, земство.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru