Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2020г. №50)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.269-285

УДК 332.1(470.345)

М. Н. Казакова1, И. Г. Напалкова2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: marina.kazakova1978/kazakova@inbox.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: inapalckova@yandex.ru

 

Экономическое и политическое своеобразие регионального развития как основа современного имиджирования (на примере Республики Мордовия)

 

Введение. Создание и трансляция положительного регионального имиджа в современных условиях выступают значимыми факторами региональной конкурентоспособности. Демонстрация территориальных преимуществ целевым аудиториям имиджмейкинга (федеральной власти, бизнес-сообщества, инвесторов, общественности) дает возможность выделиться на фоне других субъектов и получить определенные преференции. Часто, декларируя в государственных программах и продвигая отдельные имиджеобразующие направления (инвестиционная привлекательность, инновационный кластер, наукоград, туристическая дестинация, территория безопасности и комфорта и др.), региональные власти забывают о комплексном характере имиджа, который представляет собой совокупность различных элементов и детерминант: экономических, политических, природно-географических, исторических, этнонациональных, социокультурных и т. п. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: структурно-функциональный подход, рассматривающий имидж как определенный образ, обладающий универсальным набором взаимосвязанных элементов; аксиологический подход, основанный на оценочном восприятии основных имиджевых характеристик; метод кейс-стади, используемый для изучения имиджа Республики Мордовия на основании анализа документов, официальной статистической информации и т. п. Результаты исследования. Представлена дескрипция экономических и политических факторов, определяющих имиджевую привлекательность Республики Мордовия. В числе имиджевых характеристик, обусловленных особенностями современного экономического развития республики, отмечаются: развитая инновационная инфраструктура, увеличение объемов производства и экспорта продукции, расширение торгово-экономических связей, активное участие в реализации госпрограмм, включенность во многие федеральные проекты. Поддержка со стороны центра в проблемных для республики вопросах во многом обусловлена политическими факторами: активной поддержкой федеральных инициатив со стороны республиканского руководства, а также высоким уровнем политической стабильности, управляемости территорией, отсутствием межэтнических конфликтов и противоречий. Обсуждение и заключение. Анализ экономического развития республики позволяет говорить о несбалансированности имиджевых характеристик: развитая инновационная инфраструктура, эффективная практика по развитию кластеров и технопарков нивелируются низкими позициями в общем рейтинге кокурентоспособности и инновационного потенциала. Самая негативная тема – проблема бюджетной задолженности и введение внешнего регулирования в связи с объемами долгов. В то же время на имидже Мордовии положительно сказываются попытки привлечения заметных внешних мероприятий. В целом демонстрируется положительная динамика по финансово-экономическим показателям, включающим улучшение инвестиционного климата и эффективность бюджетной политики. По политическим показателям республика занимает ведущие позиции в плане политической устойчивости и стабильности, перемещаясь между группами с максимальной и высокой устойчивостью, однако отмечаются «зарегулированность» политической системы, фактическое отсутствие оппозиции и независимых СМИ.

Ключевые слова: имидж территории, имиджеобразующие факторы, региональное развитие, рейтинг развития регионов, факторы экономического развития, политическое своеобразие, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, эффективность управления.

Для цитирования: Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Экономическое и политическое своеобразие регионального развития как основа современного имиджирования (на примере Республики Мордовия) // Экономическая история. – 2020. – Т. 16. – № 3. – С. 269–285. DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.269-285

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)»

(№ 18-411-130012 р_а).

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru