Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2017г. №38)

Яндекс.Метрика

УДК  330.1:334.735(470.345)

Н. С. Савкин

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,

Саранск, Россия, e-mail: savkinns@yandex.ru

 

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ

 

В статье анализируется история становления теории потребительного производства в России. Свое начало она берет с ранних работ немецкого экономиста Карла Маркса и философа Фридриха Энгельса, которые впервые в научной литературе обратили внимание на процесс производства самого человека в результате непосредственного производства материальных средств к жизни, в котором производится не только продукт, но и человек как производительная сила, носитель производственных отношений, а также его профессиональный статус и социальное положение в системе общественных отношений.

Эта идея производства самого человека широко обсуждалась в немецкой науке, затем в российской. Генрих Кунов называл его «формой полового общения», Карл Каутский – «продолжением человеческого рода». Но оба они выводили этот процесс за пределы экономического производства. В России этой проблемой занимались Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, а в советское и постсоветское время – В. Г. Панов, Е. Т. Бородин, А. М. Ковалев, И. Н. Сиземская, Ю. К. Плетников, В. Я. Ельмеев и др. Наибольший вклад в изучение и развитие – проблемы внес известный российский ученый, философ, экономист и социолог В. Я. Ельмеев, который опубликовал по этой теме ряд крупных исследований.

В настоящее время потребительное производство понимается как процесс, который реализуется как в сфере непосредственного производства, так и за ее пределами. Индивид, расходующий свои силы, энергию, способности в акте производства, в то же время развивает их, одновременно воспроизводит свой социальный статус и социальное положение. В результате же распредмечивания овеществленного в материальных и духовных продуктах труда он воспроизводит себя как целостный социальный субъект, как человек в его общественных связях и отношениях. Поэтому потребление выступает не как простое уничтожение, а как производство, именуемое потребительным производством.

Ключевые слова: товар, труд, производство, история, потребности, частная собственность, семейные отношения, деторождение, социальное воспроизводство, производительные силы, этнические группы, опредмечивание – распредмечивание, духовное производство, потребительное производство, социальный субъект.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru