Экономическая историЯ
Russian Journal of Economic History
ISSN 2409-630X (Print)
ISSN 2618-916X (Online)
Экспертный совет:
Навигация
СВИДЕТЕЛЬСТВО
УДК 330.1:334.735(470.345)
Н. С. Савкин
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,
Саранск, Россия, e-mail: savkinns@yandex.ru
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ
В статье анализируется история становления теории потребительного производства в России. Свое начало она берет с ранних работ немецкого экономиста Карла Маркса и философа Фридриха Энгельса, которые впервые в научной литературе обратили внимание на процесс производства самого человека в результате непосредственного производства материальных средств к жизни, в котором производится не только продукт, но и человек как производительная сила, носитель производственных отношений, а также его профессиональный статус и социальное положение в системе общественных отношений.
Эта идея производства самого человека широко обсуждалась в немецкой науке, затем в российской. Генрих Кунов называл его «формой полового общения», Карл Каутский – «продолжением человеческого рода». Но оба они выводили этот процесс за пределы экономического производства. В России этой проблемой занимались Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, а в советское и постсоветское время – В. Г. Панов, Е. Т. Бородин, А. М. Ковалев, И. Н. Сиземская, Ю. К. Плетников, В. Я. Ельмеев и др. Наибольший вклад в изучение и развитие – проблемы внес известный российский ученый, философ, экономист и социолог В. Я. Ельмеев, который опубликовал по этой теме ряд крупных исследований.
В настоящее время потребительное производство понимается как процесс, который реализуется как в сфере непосредственного производства, так и за ее пределами. Индивид, расходующий свои силы, энергию, способности в акте производства, в то же время развивает их, одновременно воспроизводит свой социальный статус и социальное положение. В результате же распредмечивания овеществленного в материальных и духовных продуктах труда он воспроизводит себя как целостный социальный субъект, как человек в его общественных связях и отношениях. Поэтому потребление выступает не как простое уничтожение, а как производство, именуемое потребительным производством.
Ключевые слова: товар, труд, производство, история, потребности, частная собственность, семейные отношения, деторождение, социальное воспроизводство, производительные силы, этнические группы, опредмечивание – распредмечивание, духовное производство, потребительное производство, социальный субъект.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru