Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2024г. №64)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.064.020.202401.009-019

УДК 371.1:373.3:94(470)”19/”

О. В. Кошина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

e-mail: koshinaolga@rambler.ru

 

Уровень жизни учителей начальных школ в России во второй половине XIX – начале ХХ в. (на материалах Среднего Поволжья)

 

Аннотация

Введение. 2023 г. был объявлен Президентом России Годом педагога и наставника. Ключевая роль личности учителя в образовании сохраняется не только в области передачи знаний и компетенций, но и в воспитании молодежи. Уровень жизни педагогов, наряду с другими факторами, влияет на качество образования, престиж профессии, результативность социального взаимодействия в школе. Поэтому важно исследование уровня и качества жизни учителей в разные исторические периоды.

Материалы и методы. Социокультурный подход позволил рассмотреть уровень жизни педагогов начальных школ Среднего Поволжья в широком социально-экономическом и историко-культурном контексте, с учетом социальных, экономических, демографических, культурных факторов развития начального образования во второй половине XIX – начале ХХ в.

Результаты исследования. Уровень жизни учителей начальных школ Среднего Поволжья во второй половине XIX в. характеризовался низким жалованьем, отсутствием или плохим качеством жилья, тяжелыми условиями труда. Относительный рост уровня жизни учителей начальных школ в начале ХХ в., по сравнению с первыми пореформенными десятилетиями (рост жалованья, появление пенсий, наград, некоторых привилегий) стимулировал представителей низших сословий – крестьян и мещан – посвятить свою жизнь педагогическому труду. Нехватка учителей оставалась проблемой в системе начального образования вплоть до революции 1917 г. Рост числа педагогов не успевал за ростом количества начальных училищ. Уровень жизни учителей начальных школ оставался невысоким, сохранялся отток опытных педагогических кадров из школы.

Обсуждение и заключение. Уровень жизни педагога зависел от места службы, ведомственной принадлежности школы, преподаваемого предмета, опыта работы. В начале ХХ в. уровень жизни учителей начальных училищ вырос: они получили статус государственных служащих, скромную пенсию, право на награды и некоторые льготы (освобождение от воинской службы в мирное время, от подушной подати и обязанностей присяжного заседателя, компенсацию за съемное жилье и право на награды). Уровень жизни учителей постепенно поднимался благодаря усилиям Министерства народного просвещения, земств, городского самоуправления и обществ взаимопомощи учителей.

 

Ключевые слова: начальная школа, учитель, уровень жизни, Среднее Поволжье, жалованье, пенсия, награды.

Для цитирования: Кошина О. В. Уровень жизни учителей начальных школ в России в конце XIX – начале ХХ в. (на материалах Среднего Поволжья) // Экономическая история. 2024. Т. 20, № 1. С. 9–19. DOI: 10.15507/2409-630X.064.020.202401.009-019.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru