Экономическая историЯ
Russian Journal of Economic History
ISSN 2409-630X (Print)
ISSN 2618-916X (Online)
Экспертный совет:
Навигация
СВИДЕТЕЛЬСТВО
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)
DOI: 10.15507/2409-630X.058.018.202203.189-200
УДК 93/94
О. Н. Кузнецова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, Россия),
e-mail: bon-box@mail.ru
Ранний Госплан и научно-методологическая школа В. Г. Громана в 1920–1930-е гг.
Аннотация
Введение. Настоящее исследование посвящено анализу профессиональной деятельности одного из известных советских экономистов В. Г. Громана и его коллег, которые создали научно-методологическую школу в Госплане СССР в 1920–1930-е гг. Их идеи легли в основу минимального проекта первого пятилетнего плана (плана-прогноза), а также создали новый методологический подход к планированию в целом. В центре внимания автора статьи – анализ биографий, взглядов, идей и особенностей методологии планирования представителей школы В. Г. Громана: В. И. Зейлингера, Б. А. Гухмана, Г. В. Шуба, Г. М. Пистрака, Р. Я. Бройтмана и Н. М. Вишневского, ряд сведений о которых впервые вводится в научный оборот.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили научные работы и практические разработки В. Г. Громана и его сторонников. Были использованы традиционные и новые методы исследования, в частности общенаучные, а также метод сравнительного анализа применительно к контексту эпохи до 1917 г., периода Военного коммунизма и НЭПа и тех методов, которые были разработаны и внедрены школой
В. Г. Громана в Госплане. Вместе с тем использованы специальные методы экономической истории, такие как системно-структурный и статистический метод, анализ структурных трансформаций для исследования методологии планирования в целом.
Результаты исследования. Представлена характеристика деятельности школы В. Г. Громана, которая рассматривается в историко-социальном контексте в период сразу после
1917 г. Исследуются различные свидетельства создания плановой экономики в 1920-е гг. в СССР, в частности кадровый потенциал специалистов с социалистической ориентацией. Приводится анализ монографических исследований, комплекса публицистического наследия, а также материалов прессы.
Обсуждение. Научные открытия школы В. Г. Громана были тесно связаны с практикой: созданы контрольные цифры в экономике, разработана методология баланса народного хозяйства на основании статистических данных отраслей, предложена идея ценностного соотношения и народнохозяйственного целого, которые в совокупности позволили создать централизованное планирование в масштабах всей страны. Впоследствии этот подход к планированию не отвечал задачам индустриализации и коллективизации страны, что привело к критике и политическому процессу «Союзного бюро меньшевиков», где данное направление было разгромлено.
Заключение. Предлагаемые положения и выводы решают задачу возвращения научного наследия методологической школы В. Г. Громана широкой читательской аудитории и определяют ее роль и место в экономической политике и методологии планирования России – СССР в ХХ в. Вместе с тем актуальность методологического аспекта изучения истории знания на стыке междисциплинарности истории и экономики предлагает свежий взгляд на экономическую историю в период одной из системных трансформаций экономики страны.
Ключевые слова: Госплан СССР, В. Г. Громан, методология, план-прогноз, экономисты, наследие, концепция народнохозяйственного целого.
Для цитирования: Кузнецова О. Н. Ранний Госплан и научно-методологическая школа В. Г. Громана в 1920–1930-е гг. // Экономическая история. – 2022. – Т. 18, № 3. – С. 189–200. – DOI: 10.15507/2409-630X.058.018.202203.189-200.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru