Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2020г. №49)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.101-111

УДК 94:330.3:656.09

С. В. Кузнецов1, Н. М. Межевич2, В. М. Разумовский3

1 Институт проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: s.kuznetsov09@yandex.ru

2 Институт проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: mez13@mail.ru

3 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: vmr-rgo@mail.ru

 

Некоторые вопросы оценки роли транспортного фактора в экономической истории Северо-Запада России конца XIX – начала XX в.

 

Введение. В настоящее время очевидно, что решение экономических задач, стоящих перед Россией, не может опираться на стандартные экономические подходы и модели. Постепенно становится понятно, что внимание к пространственным и историческим особенностям развития экономики России имеет не только академический интерес, но и вполне очевидное практическое значение. Доказать это можно на историческом, точнее, историко-экономическом материале. Собственно говоря, теория логистики, взятая расширительно, именно от этого и отталкивается. Развитие транспорта – универсальный инструмент сокращения негативного влияния пространства на экономику, физическое пространство превращается в экономическое. Отсутствие транспортной связанности территорий девальвирует пространство экономики (экономическое пространство) до физического или географического пространства. Цель статьи – показать роль Санкт-Петербурга в экономическом пространстве Северо-Запада (понимаемом как Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская, Новгородская, Псковская губернии) и России в целом через развитие железнодорожного транспорта в конкретно-историческом ключе. Материалы и методы. В качестве основного применен исторический метод. Применительно к России практически обязательным является метод пространственного анализа, он также применен в данной статье. Этот метод широко применялся в экономической истории, в частности, при изучении транспорта. Вместе с тем мы признаем существование исследовательских методов и методик, не пригодных для данной работы, например, практики экономико-демографического анализа, тем более в неомальтузианском варианте. Авторы привлекают к анализу труды российских и зарубежных ученых по теме статьи. Результаты и обсуждение. В статье показана роль Санкт-Петербурга как экономического и транспортного центра, взятая в исторической динамике. Выявлена роль важного, но одного транспортного центра в экономическом развитии России. Доказан тезис, что оптимальный выбор опорных точек экономического развития позитивно влияет на развитие экономического пространства всей страны. Заключение. Доказано, что пространственные масштабы России способствуют тому, что финансовые результаты хозяйственной деятельности могут локализовываться на значительном удалении от места осуществления экономической деятельности.

Ключевые слова: пространство России, экономическая история, Северо-Запад, Санкт-Петербург, железнодорожный транспорт, экономическое развитие.

Для цитирования: Кузнецов С. В., Межевич Н. М., Разумовский В. М. Некоторые вопросы оценки роли транспортного фактора в экономической истории Северо-Запада России конца XIX – начала XX в. // Экономическая история. – 2020. – Т. 16. – № 2. – С. 101–111. DOI: 10.15507/2409-630X.049.016.202002.101-111

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru