Экономическая историЯ
Russian Journal of Economic History
ISSN 2409-630X (Print)
ISSN 2618-916X (Online)
Экспертный совет:
Навигация
СВИДЕТЕЛЬСТВО
ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)
DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.390-403
УДК: 94(47).084.8/084.9
С. В. Першин1, Т. А. Першина2
1 ГКУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (Саранск, Россия),
e-mail: pers99@inbox.ru
2 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарёва» (Саранск, Россия),
e-mail: 730791@bk.ru
ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ РАБОТАМ В МОРДОВСКОЙ АССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Введение. Важной составляющей преобразований периода хрущевской «оттепели» являлась реформа школы. Прежняя образовательная система не отвечала современным реалиям, так как являлась излишне догматичной, характеризовалась оторванностью от происходивших в стране социально-экономических процессов и передовых научных идей, все активнее внедрявшихся в производство в 1950-е гг. В рамках данной публикации представлены предварительные итоги исследования проблемы трудового обучения и привлечения школьников к сельхозработам в середине 1950-х – середине 1960-х гг. на материалах Мордовской АССР. Введение в общеобразовательную школу элементов политехнического обучения совпало по времени с преобразованиями сельскохозяйственного сектора советской экономики, призванными решить задачу обеспечения населения продовольствием. Материалы и методы. В основу исследования положены традиционные методы, использующиеся в отечественной исторической науке: проблемно-хронологический, системный, сравнительно-исторический. Данные методики успешно апробированы в процессе определения региональных особенностей социально-экономического развития. При обработке количественных сведений использован статистический метод; для более детального погружения в предмет исследования применялся микро-исторический подход. Исследование основано на широком круге архивных источников и опубликованных материалах. Результаты исследования. Провозглашая в качестве основной задачи внедрение политехнического образования, партийные работники и руководители сельхозпредприятий Мордовской АССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. преуспели в привлечении ученических бригад к земледельческим работам. Возможность приобщения учеников каждой конкретной школы к современным достижениям животноводства зависела от уровня механизации окрестных колхозов и совхозов. Формы трудового обучения в конце 1950-х – начале 1960-х гг. становились более разнообразными: распространение получают опытничество, юннатское движение, ученические производственные бригады, трудовые лагеря. Обсуждение и заключение. Практика задействования школьников в сельхозработах в хрущевскую эпоху обосновывалась необходимостью внедрения элементов политехнического обучения. В реальности же детский труд использовался с целью выполнения очередных народно-хозяйственных планов. Пытаясь задействовать подрастающее поколение в практической деятельности, партийное руководство и, с его подачи, комсомольские вожаки применяли к школьникам отдельные методы идеологического воздействия, предварительно апробированные на взрослом населении страны. Одной из таких методик являлась организация трудового соперничества в преддверии знаменательных дат. В большинстве хозяйств МАССР материально-техническая база, необходимая для профессионального обучения, отсутствовала, в связи с чем идея кооперации образовательной организации и сельхозпредприятия практического воплощения не получила. Эффективность трудового обучения значительно снижал кампанейский подход к его организации.
Ключевые слова: профессиональное обучение, школа, пионерия, комсомол, юные натуралисты, трудовой лагерь, колхоз, сельское хозяйство.
Для цитирования: Першин С. В., Першина Т. А. Проблема трудового обучения и привлечение школьников к сельскохозяйственным работам в Мордовской АССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. // Экономическая история. – 2018. – Т. 14. – № 4. – С. 390–403. DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.390-403
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru