Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2019г. №45)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.125-135

УДК [94(470.11)+624.21/.8](045)

Т. С. Минаева1, С. С. Гуляев2

1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (Архангельск, Россия), e-mail: t.minaeva@narfu.ru

2 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (Архангельск, Россия), e-mail: serg.sokrat@yandex.ru

 

СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.

 

Введение. Организация транспортного сообщения и строительства мостов в городах, расположенных по берегам широких рек, всегда была одной из важнейших задач местной администрации. Изучение истории мостостроения позволяет не только проследить процесс модернизации отдельных регионов страны, но и помочь в решении аналогичных проблем современности. Тем не менее история российского мостостроения изучена очень слабо. Цель статьи – определение характерных черт и особенностей организации строительства мостов в крупных городах Европейского Севера России как способа решения одной из проблем городской инфраструктуры в начале ХХ в. Материалы и методы. Источниками для данного исследования послужили материалы Государственного архива Архангельской области, опубликованные документы по истории Вологды, статьи в местной периодической печати начала ХХ в. При анализе изучаемой проблемы использовались системный подход, метод экономического анализа, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Результаты и обсуждение. Возведение постоянных мостов отвечало потребностям развития Архангельска и Вологды. В Вологде два деревянных моста построили уже в середине XIX в. на городские средства, в дальнейшем проводился их ремонт или перестройка.

Архангельские городские власти не торопились решать проблему городской инфраструктуры своими силами и долгое время ограничивались плавучим мостом. Отсутствие опыта строительства крупных мостов и желание сэкономить средства привело в итоге к быстрому разрушению первого постоянного моста в Архангельске. Заключение. Развитие торговли и промышленности в таких городах Европейского Севера России, как Архангельск и Вологда, обусловили разрастание их территории и появление со временем так называемых третьих частей городов. Несмотря на сопоставимые по численности населения размеры заречных районов, процесс соединения их мостами с остальной частью города шел разными темпами, которые зависели от отношения местной администрации к проблеме городской инфраструктуры.

Ключевые слова: история мостостроения, история Европейского Севера, модернизация, Архангельск, Вологда, городской мост, городская инфраструктура.

 

Для цитирования: Минаева Т. С., Гуляев С. С. Строительство мостов как проблема развития городской инфраструктуры европейского севера России в начале ХХ в. // Экономическая история. – 2019. – Т. 15. –

№ 2. – С. 125–135. DOI: 10.15507/2409-630X.045.015.201902.125-135.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru