Экспертный совет:

  • Научный совет РАН по экономической истории;
  • Научно-образовательный центр «Экономическая история Центральной России  и Среднего Поволжья» Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
  • Центр экономической истории Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

«Экономическая история» (2023г. №60)

Яндекс.Метрика

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online)

DOI: 10.15507/2409-630X.060.019.202301.047-057

УДК: 656.34 (470.55)

Ю. Н. Кожушко

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (Магнитогорск, Россия),

e-mail: y_kozhushko@mail.ru

 

Функционирование трамвайной инфраструктуры городов Челябинской области в 1941–1945 гг.

 

Аннотация

Введение. В годы Великой Отечественной войны наиболее сильно проявилась основная функция, характерная для трамвайной инфраструктуры Советского Союза, – связь рабочих и промышленных предприятий. Исторический опыт преодоления тотального дефицита материальных и человеческих ресурсов в условиях переориентации экономики страны на нужды обороны актуален сегодня для выявления основных элементов устойчивой системы жизнеобеспечения городов. Анализ историографии трамвая демонстрирует парадокс: с одной стороны, период с 1941 по 1945 г. затронут в большинстве локальных исследований трамвая, с другой – исследователи уделяли внимание только отдельным компонентам трамвайной инфраструктуры. Цель исследования – на основе характеристики трамвайной инфраструктуры в городах Челябинской области в 1941–1945 гг. выявить факторы, оказавшие на нее наибольшее воздействие, и показать управленческие решения, принимаемые в связи с возникавшими проблемами.

Материалы и методы. Исследование выполнено на основе анализа неопубликованных источников, выявленных в фондах федеральных и региональных архивов; материалов местной периодической печати. Методологическая рамка исследования – антропологический подход к изучению инфраструктуры, модель мобилизационного развития, основной метод – case-study.

Результаты исследования. Трамвайная инфраструктура большинства городов РСФСР в 1941–1945 гг. не удовлетворяла возросшие потребности общества. Во многих городах, имевших трамвай, депо не были полностью укомплектованы, трамвайные пути и электрохозяйство требовали ремонта.

Обсуждение и заключение. Анализируя состояние трамвайных путей, электрохозяйства, остановок, депо в Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, автор вскрывает причины тяжелого положения трамвая в этих городах, отсылая к ситуации в РСФСР, состоянию инфраструктуры на этапе ее строительства и пуска в первой половине 1930-х гг.

Ключевые слова: антропология инфраструктуры, Челябинск, Златоуст, Магнитогорск, трамвай, Великая Отечественная война.

Для цитирования: Кожушко Ю. Н. Функционирование трамвайной инфраструктуры городов Челябинской области в 1941–1945 гг. // Экономическая история. 2023. Т. 19, № 1. С. 47–57. DOI: 10.15507/2409-630X.060.019.202301.047-057.

 

Загрузить статью в PDF

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411, Редакция журнала «Экономическая история»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-econom-hist@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru